Ник:
Пароль:

Регистрация »

Забыли пароль?

Проект

Последние поступления

Последние правки

Исламский сад

Разновидности: испано-мавританский тип сада; персидский сад; индийский сад.

Наиболее известные исламские сады: сады Альгамбры (Alhambra), Хенералифе (Generalife) Испанской Гранады; сады Кашмира "Shalamar Bagh ", "Nishat Bagh ", сады Агры в Индии; сады Шираза, Кашана (Иран), сады королевских дворцов, сады Агдаль (Agdal), Менара (Menara), Бахия (Bahia Palace) в Марракеше (Марокко).

Признаки исламского сада:

-закрытый от внешнего мира участок;
-строгая геометрическая форма (квадрат или несколько квадратов);
-фонтан или бассейн с небольшим фонтаном;
-свободная рассадка растений;
-плодовые и экзотические деревья;
-благоухающие растения и цветы;
-обилие птиц.

Часто можно встретить изречение, что все исламские сады похожи друг на друга. И это отчасти верно. Исламские сады, являясь символическим воплощением рая в представлении мусульман, полны покоя и комфорта. Рай, изображенный в Коране, есть вечный сад с изобилием цветов, фруктов, тенистых участков, чаш со вкусной чистой водой из неисчерпаемого родника. Исламский сад есть место спокойствия и красоты, благоприятное для уединения. Ароматные цветочные композиции выражают радость и бодрость. Слышен успокаивающий шум воды, можно насладиться вкусом фруктовых деревьев и окружающей гармонией.

Изображение Коранического Рая на культовых постройках мечети Омейядов, г. Дамаск, Сирия

В великолепной работе И. Добрыниной «Мавританский стиль. Небесная красота и земная роскошь» (Ландшафтный дизайн.-2008.-№2.- с. 33-39) о классических исламских садах Испании, их особенности объясняются так.

«Мавры окружили себя тем очарованием и тонкостью вкуса, которые отличают арабские империи, и распространили свет восточной мудрости на покрытую мраком Западную Европу. Уже в X веке существовали тысячи садов эмира и знати, ожерельем расположенные вокруг Кордовы, первой столицы пиренейских мавров. Занимаясь разбивкой садов, которые в исламской культуре имеют символическое воплощение рая, завоеватели привносят в их создание свои обширные знания в области ботаники, высаживают в них экзотические деревья и цветущие растения, которые привезены из Восточного Средиземноморья и даже из таких стран, как Индия и Китай.

Арабский трактат о садах, полный текст которого обнаружился совсем недавно, написан в XI веке (около 1300 года был сделан частичный перевод на кастильский язык) и содержит шестнадцать разделов, охватывающих разнообразные аспекты практического садоводства – полив, приготовление грунтов, удобрения, способы посадки деревьев и методы отпугивания вредителей.

Наибольшее внимание в трактате уделяется культивированию плодовых деревьев: яблонь, груш, слив, инжира, фисташки и финиковых пальм. Подробно описывается возделывание горького апельсина, известного нам как померанец.
Среди декоративных деревьев значатся мелия иранская, лавр благородный, кипарис, дуб остролистный, каштан, лещина, платан, иудино дерево. Отдельная глава посвящена красивоцветущим растениям – розам, фиалкам, нарциссам, олеандрам.
Кипарисы надлежало высаживать по углам аллей, кедры и сосны – использовать для создания тени, в более солнечных местах – применять апельсин и лавр благородный, около стен и трельяжей – жасмин, а бассейны обрамлять посадками гранатов, вязов, ив и тополей. Для формирования живых изгородей рекомендовались самшит и лавр благородный…

…Деревья тоже имели свою символику. Раскидистые платаны, дающие глубокую тень, означали покой, их часто высаживали группами по четыре, вокруг бассейнов и павильонов; кипарисы – вечность, цветущий миндаль – символ весны и пробуждающейся жизни, а посаженные рядом, эти же деревья олицетворяли любовь».

Во дворе мечети одного из кварталов г. Шираз, Иран

Наличие воды - важнейший принцип философии и эстетики ислама в садовой архитектуре. Рай в Исламе иллюстрируется неиссякаемым фонтаном. И. Добрынина в упомянутой статье отмечает: «В центре сада господствовал, в зависимости от размеров сада, фонтан (или бассейн), питающий систему водой и являющийся наиважнейшим элементом каждого сада, его душой. Мавританские инженеры сохранили и даже развили знания о римских системах орошения, которые использовали в соответствии со своими представлениями о садах. Вода для многочисленных бассейнов и потребностей дворца доставлялась акведуком длиной в 15 км с расположенных на севере гор.

«Что может сравниться с чашей твоего фонтана, наполненной хрустально-чистой водой? Ничто, кроме полной луны, сияющей в чистом небе!» - такие надписи были не редкость в мавританских садах. Наверное, поэтому источники воды в местных садах всегда богато украшались – фонтаны приобретали форму цветка лотоса, бассейны облицовывались глазурованной плиткой с изысканным орнаментом, а каналы обрамлялись многоцветьем цветущих ковров.

Сад Эрам - Райский Сад (Bagh-e-Eram) в Ширазе, Иран


Лиричное, тихое бормотание фонтанчиков, прозрачные ручейки, текущие по мраморному ложу, охлаждали воздух, воздействовали на чувства и создавали особую атмосферу в садах, призывая к отдыху и созерцанию природы. Праздность окружающей обстановки усиливали экзотические деревья, бродящие в садах павлины и поющие в золоченых клетках птицы. Сад наполняли звуки и ароматы роз и лилий»

Павлины в саду квартала Айн –Азлитен (Ain Azliten) в г. Фес, Марокко


В садах и парках можно было встретить целые водные сооружения, которые призваны передать мифологию воды в Коране — в рае четыре реки, каждая из которых ориентирована на одну из сторон земного света.
Расположенный по центру фонтан также возвращает к образу живительной воды, которая со времен древней Аравии служила в коллективном воображении как символ зарождения и плодородия и как элемент ритуального и физического очищения. Напротив, застойная вода является атрибутом зла, прибежищем демонов. Как видим, в исламских садах все основано на аллегориях, все символично.

Фонтан сада Мажорель (Majorelle Garden) в г. Марракеш, Марокко

Геометрия исламского сада в достаточной мере строга. Как известно, идолопоклонство строго запрещено в Исламе. Это объясняет отсутствие скульптур и росписей, изображающих живых существ в садах и парках. Постройки, садовые павильоны, фонтаны, бассейны щедро украшены геометрическими орнаментами, лиственными и цветочными композициями (арабесками), отличающимися филигранной работой. Геометрический рисунок, построенный по принципу «от детали к целому» придает своеобразие и является главной особенностью исламских садов.

Фонтан городского квартала медины г. Мекнеса, Марокко


Автор Назирова Ляля.
Фото автора.

Комментарии

Комментарии не найдены ...
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи!
 
Ник: Пароль:
Регистрация » Забыли пароль?

© Florapedia.ru 2011 - 2024
ArtLib.ru - хостинг
Ilja.su - программирование

Яндекс.Метрика

Ваш IP-адрес: 35.172.223.130
Таймер: 0.01127 сек.
Память: 4.39 Мб